Литографированный портрет в России XIX века был широко распространен и популярен, что подтверждают коллекции многих музеев. В Эрмитаж эстампы, изготовленные по технологии литографии, начали поступать сразу после возникновения в нашей стране этого нового вида искусства. В настоящее время в музее собрана одна из крупнейших коллекций литографии 19 века, представленная всеми известными жанровыми и тематическими направлениями. 

К числу ранних поступлений литографированного портрета в музейный фонд Эрмитажа Российской Империи относятся работы Г.Ф. Гиппиуса. К середине XIX века музей стал обладателем частных собраний А.И. Гассинга и П.Ф. Карабанова, включающих в себя все известные к тому времени русские портреты в технике литографии. 

Техника литографирования была изобретена на рубеже XVIII-XIX веков в Германии. В ее основе – метод плоской печати на отшлифованных известковых плитах с последующим травлением. Данная техника появилась в нашей стране как раз в тот момент, когда рисунок портретного жанра стал самостоятельным направлением искусства. Русские художники быстро оценили преимущества печати на камне и стали активно применять новую технику для реализации своих творческих идей.

В 30-50 годах прошлого века оригинальная старинная графика в литографической технике уступила место репродукциям известных картин. Появилось много мастеров, способных выполнять литографические копии, сохраняя все достоинства оригинала.

Во второй половине XIX века литографированный портрет постепенно уступает место активно развивающейся фотографии. В таких условиях портретная литография стала преимущественно сатирической и часто печаталась в качестве шаржей и карикатур в дешевой периодике. Новая волна интереса к литографическому портрету возникла лишь на рубеже XIX-XX столетий.

Источник и фото: Государственный Эрмитаж: общественная образовательная программа.

Text.ru - 100.00%