Литография "Карнавалы Парижа"
Литография "Карнавалы Парижа"
Литография "Карнавалы Парижа"
Литография "Карнавалы Парижа"
Литография "Карнавалы Парижа"
Литография "Карнавалы Парижа"

Литография "Карнавалы Парижа"

Поль Гаварни
1840 год
Состояние хорошее

Старинная антикварная литография.
Ручная раскраска. Размер: 32 см х 24см


Подробное описание:

Поль Гаварни, собственно Ипполит Сюльпис Гийом Шевалье (фр. Paul Gavarni, Hippolyte Sulpice Guillaume Chevalier, 1804-1866) — французский график, карикатурист, художник книги. Иллюстрировал романы Бальзака и Эжена Сю, новеллы Гофмана. Вместе с Гранвилем участвовал в коллективных сборниках сатирических рассказов и очерков «Дьявол в Париже», которые издавал Пьер-Жюль Этцель и где печатались Бальзак, Жорж Санд, Шарль Нодье.

Одна из любимых тем графики Гаварни — парижские карнавалы и, среди других, девицы в костюме дебардера (грузчика) — тельнике без рукавов с глубоким вырезом и облегающих панталонах (вне рамок карнавала женщина во Франции, желавшая появиться на публике в панталонах, должна была получить специальное разрешение полиции).

Гаварни издал альбом гравюр под таким названием (1848), девушка в дебардере изображена на цоколе его памятника, установленного в Париже на площади Сен-Жорж (IX округ). В 1847—1851 работал в Великобритании. В последние годы жизни почти забросил рисование, заинтересовался научными открытиями, увлекся воздухоплаванием.

Шевалье (Ипполит-Гильом-Сюльпис, 1804—1866) — французский рисовальщик и литограф, составивший себе громкую известность под псевдонимом Гаварни́ (Gavarni). Отец его намеревался сделать из него механика и отдал в ученье к одному машинисту, занимаясь у которого будущий художник посещал по вечерам классы бесплатной рисовальной школы.

Двадцати пяти лет от роду он поступил в помощники к инженеру при начальнике кадастра в департаменте Верхних Пиренеев и, живя в горной пиренейской деревне Гаварни (отсюда псевдоним художника), рисовал в часы досуга местные виды, народные костюмы и все, что ни попадалось на глаза и ни приходило ему в голову; некоторые из этих рисунков, хотя и были очень посредственны, попадали в иллюстрированные журналы.

В 1828 г. Ш. возвратился в Париж, принялся усердно рисовать с натуры и в то же время снабжать одного книгопродавца своими иллюстрациями для его изданий романов, а также поставлять для журнала Э. Жирардена «La Mode» рисунки костюмов всякого рода.

В 1831—33 гг. он сотрудничал, как рисовальщик, в журнале «L’Artiste», в 1833 г. написал рассуждение «о различных способах видеть и мыслить» и основал свое собственное периодическое издание «Journal des gens du monde», которое просуществовало всего семь месяцев и ввело его в долги. Заключение из-за них в тюрьме Клиши дало ему случай нарисовать ряд сцен из жизни содержащихся в этом заведении. Наконец, он попал на настоящую свою дорогу — стал рисовать и литографировать целые серии остроумных композиций, представляющих жизнь и нравы парижан.

Прежде всего появились в «Charivari» ряд его рисунков «Fourberies des femmes en matière du sentiment», свидетельствовавших о нем как о бойком, талантливом рисовальщике, глубоком мыслителе и тонком наблюдателе. За этой серией следовали другие, не менее занимательные: «Les lorettes», «Les actrices», «Les coulisses», «Les fashinables», «Les artistes», «Les étudiants de Paris», «Les débardeurs», «Les bals masqués», «Le carnaval» и проч.

В картинках этих серий действующими лицами являлись беспечная, веселая молодежь, обычные посетители увеселительных заведений и вообще люди невысокого круга. Несколько позже Ш. перенес от них свою наблюдательность в более хорошее общество и стал брать из него мотивы для своих рисунков, сделавшихся более серьезными по содержанию, более близкими к действительной жизни, выставляющими на вид слабости и пороки этого общества.

К произведениям этого второго периода деятельности Ш. относятся «Les enfants terribles», «Les parents terribles», «La politique des femmes», «Les maris vengés», «Les nuances du sentiment», «Les rêves», «Les petits jeux de société», «Impressions de ménage» и др. Все эти сьюты пользовались в публике огромным и вполне заслуженным успехом.

В течение более чем двадцати лет Ш. был изобразителем парижан и их нравов, высоко ценимым за остроумный выбор разнообразных сюжетов, за верную передачу характеров, за ловкость выразительного рисунка. Под своими картинками он помещал пояснительный, всегда удачно придуманный текст, который увеличивал их интерес и пикантность. В парижской публичной библиотеке находится громадное собрание работ Ш., составляющее 15 томов; но это далеко не все, что было им издано.

Принужденный много работать для периодических изданий, Ш. должен был, для скорости, сам рисовать на камне, причем выработал себе широкую, свободную манеру накладки штрихов и теневых пятен, — приемы литографирования, которыми не пользовался никто с таким мастерством, как он. От этого зависит огромная разница между его собственноручными литографиями и ксилографическими копиями с них, вышедшими в свет в 4 томах, под заглавием: «Oeuvres choisies de Gavarni» (с текстом Т. Готье, Париж, 1845—48), и к которым впоследствии прибавилось еще два тома: «Perles et parures».

В 1847 г. Ш. сделал поездку в Лондон, наблюдал тамошнюю жизнь и нравы, которые и изобразил потом в рисунках для политипажей и в нескольких превосходных литографиях, появившихся в журналах «L’Illustration», «Illustrated London News» и в отдельном издании «Gavarni à Londres». Революция 1848 г. отодвинула Ш. на второй план художественного мира. Под конец своей жизни он почти совершенно бросил рисование и занимался вопросом об усовершенствовании воздухоплавания. — Ср. G. Duplessis, «Gavarni, étude» (П., 1876); G. de Concourt, «Gavarni, sa vie et ses oeuvres» (П., 1876); Armelhaut et Bocher, «L’oeuvre de Gavarni, catalogue raisonné» (П., 1873).